ПАМЯТКА
по профилактике детского травматизма
Уважаемые родители, бабушки и дедушки!
Во всем мире от травм и несчастных случаев погибает больше детей, чем от всех вместе взятых инфекционных заболеваний, практически каждый 5-ый ребенок. Из них около 70% - мальчики, 20% - дети до года, 40% детей погибает с 10 до 17 часов дня, когда они предоставлены сами себе. Еще страшнее, когда ребенок погибает или травмируется находясь рядом со взрослым. И как бывает больно и обидно, когда Вы знаете, что трагедия могла быть предотвращена!
Причины детского травматизма:
- недостаточный контроль за ребенком;
- отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
- несоблюдение правил безопасного поведения на улице, на игровых площадках, в быту и т.д.
Для того, чтобы не случилось беды, необходимо соблюдать простые правила безопасной среды обитания:
на кухне:
- все химические средства для чистки, мойки, кислоты и щелочи, уксус, сода, спички и др. убрать из поля зрения ребенка, сделать недоступными;
- при кипячении, варке ни в коем случае не оставлять ребенка одного на кухне, не ставить на край стола посуду с горячим содержанием;
в ванной комнате:
- все химические средства для уборки, чистки, мойки сделать недоступными для ребенка;
в жилой комнате:
- не ставить близко к окну стулья, кресла, диваны;
- крупногабаритные предметы (телевизор, компьютер и т.п.) должны быть хорошо закреплены для исключения опрокидывания;
- на всех электрических розетках должны стоять заглушки, все электроприборы должны быть недоступны для детей;
- отопительные приборы (батареи) необходимо закрыть экранами;
- все предметы из стекла, мелкие предметы поднять на недосягаемую высоту.
Для безопасного пребывания на улице одежда ребенка должна содержать светоотражающие элементы.
Памятка родителям
«Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге»
I. Что должны знать родители о своем ребенке?
В 3-4 года ребенок может отличить движущуюся машину от стоя щей, но он уверен, что машина останавливается мгновенно.
В 6 лет – боковым зрением он видит примерно 2/3 того, что видят взрослые; не умеет определить, что движется быстрее: велосипед или спортивная машина; не умеет правильно распределять внимание и отделять существенное от незначительного.
В 7 лет – более уверенно отличает правую сторону дороги от левой.
В 8 лет – может мгновенно отреагировать на оклик и т. п.; имеет опыт пешеходного передвижения на дороге; активно осваивает основные навыки езды на велосипеде (умение объезжать препятствия, делать крутые повороты); умеет определять источник шума; устанавливать связь между величиной предмета, его удаленностью и временем (чем ближе автомобиль, тем он больше); может отказаться от начатого действия (ступив на проезжую часть, вновь вернуться на тротуар).
II. Что должны и чего не должны делать сами родители при движении?
• Не спешите, переходите дорогу всегда размеренным шагом.
• Выходя на проезжую часть, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
• Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, переходить нужно только на зеленый свет.
• Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком «Пешеходный переход».
• Из автобуса, такси (троллейбуса, трамвая) выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть. • Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части.
• Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т. д.
• Не выходите с ребенком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, – это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
• В автомобиле обязательно пристегнитесь ремнями; ребенка посадите на самое безопасное место: в специальное детское кресло, в середину или на правую часть заднего сиденья; во время длительных поездок чаще останавливайтесь: ребенку необходимо двигаться.
• Не будьте агрессивны по отношению к другим участникам движения. Вместо этого объясните ребенку конкретно, в чем их ошибка. Используйте различные ситуации для ознакомления с правилами дорожного движения, спокойно признавайте и свои собственные ошибки.
Памятка для родителей
По обучению детей правилам дорожного движения
1. Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом. Выходя на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать – ребенок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.
2. Не переходите дорогу на красный или желтый сигнал светофора, как бы вы при этом не торопились. Переходите дорогу только в местах, обозначенных дорожным знаком “Пешеходный переход”.
3. Из автобуса, троллейбуса, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или побежать на проезжую часть.
4. Привлекайте ребенка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге, показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.
5. Не выходите с ребенком из-за кустов или машины, не осмотрев предварительно дорогу, – это типичная ошибка и нельзя допускать, чтобы дети ее повторяли.
6. Не разрешайте детям играть вблизи дороги и на проезжей части.
Памятка для родителей по правилам дорожного движения
Необходимо учить детей не только соблюдать Правила движения, но и с самого раннего возраста учить их наблюдать и ориентироваться. Нужно учитывать, что основной способ формирования навыков поведения – наблюдение, подражание взрослым, прежде всего родителям. Многие родители, не понимая этого, личным примером обучают детей неправильному поведению.
При выходе из дома:
– В темное время суток или в условиях недостаточной видимости рекомендуется иметь при себе предметы со светоотражающими элементами, обеспечивающих видимость этих предметов водителями транспортных средств.
·Если у подъезда дома возможно движение транспортных средств, сразу обратите на это внимание ребенка и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед.
·Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь – нет ли за препятствием опасности.
·При движении по тротуару:
·Придерживайтесь правой стороны тротуара;
·Не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
·Маленький ребенок должен идти рядом со взрослым, крепко держась за руку.
·Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом со двора или с территории предприятия.
·Разъясните детям, что забрасывание проезжей части (камнями, стеклом) и повреждение дорожных знаков могут привести к несчастному случаю.
·Не приучайте детей выходить на проезжую часть, коляски и санки с детьми возите только по тротуару.
Готовясь перейти дорогу:
·Остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть.
·Привлекайте ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге.
·Подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей.
·Учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства.
·Обратите внимание ребенка на транспортное средство, готовящееся к повороту, расскажите о сигналах указателей поворота у автомобиля и жестах мотоциклиста и велосипедиста.
·Неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции.
При переходе проезжей части:
·Переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках – по линии тротуара, иначе ребенок привыкнет переходить, где придется.
·Идите только на зеленый сигнал светофора: ребенок должен привыкнуть, что на красный и желтый сигналы не переходят, даже если нет транспорта.
·Выходя на проезжую часть, прекращайте разговоры; ребенок должен усвоить, что при переходе дороги разговоры излишни;
·Не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;
·Не переходите дорогу наискосок, подчеркивайте и показывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы. Ребенку нужно объяснить, что это делается для лучшего наблюдения за автомототранспортными средствами;
·Не выходите на проезжую часть из-за транспортного средства или из-за кустов, не осмотрев предварительно улицу, приучайте ребенка делать так же;
·Не торопитесь перейти дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых, нужный автобус или троллейбус. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;
·Не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг. Объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома;
·При переходе проезжей части по нерегулируемому переходу в группе людей учите ребенка внимательно следить за началом движения транспорта, иначе ребенок может привыкнуть при переходе подражать поведению спутников, не наблюдая за движением транспорта.
При посадке и высадке из общественного транспорта (автобуса, троллейбуса, такси):
· Выходите впереди ребенка; маленький ребенок может упасть, ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;
·Подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной его остановки. Ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;
·Не садитесь в общественный транспорт (троллейбус, автобус) в последний момент при его отправлении (может прижать дверьми). Особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;
·Научите ребенка быть внимательным в зоне остановки – это опасное место для ребенка: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне, кроме того, пешеходы здесь часто спешат и могут случайно вытолкнуть ребенка на проезжую часть.
При ожидании общественного транспорта:
·стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине.
При движении автомобиля:
Правила дорожного движения РФ устанавливают (п. 22.9): «Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства. Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих росту и весу ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля – только с использованием специальных детских удерживающих устройств. Запрещается перевозить детей до 12-летнего возраста на заднем сиденье мотоцикла».
·Приучайте детей младшего возраста сидеть в автомобиле только на заднем сиденье, не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано специальным детским сиденьем. Объясните им, что при резкой остановке или столкновении сила инерции бросает ребенка вперед, и он ударяется о стекло передней панели; этого достаточно, чтобы он погиб или был сильно ранен.
·Не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло или панель.
·Ребенок должен быть приучен к тому, что первым из автомобиля выходит взрослый, чтобы помочь сойти ребенку и довести его до перехода или перекрестка.
·Не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.
·Ребенок должен знать, что на велосипеде разрешено перевозить только одного ребенка до семи лет и то при условии, что велосипед оборудован дополнительным сиденьем и подножками.
При поездке в общественном транспорте:
· приучите детей крепко держаться за поручни, чтобы при торможении ребенок не получил травму от удара;
· объясните ребенку, что входить в любой вид транспорта и выходить из него можно только тогда, когда он остановится.
ПОМНИТЕ!
Культура поведения закладывается в семье.
Вы – пример для подражания для своих детей!
БЕРЕГИТЕ ДЕТЕЙ!