Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Дата: 30 ноября 2021 в 12:50, Обновлено 30 ноября 2021 в 14:33
ДЕТСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Тема детской безопасности стано?вится неотъемлемым спутником жизни любого родителя с момента рождения ребенка – этот факт вряд ли кто-то оспорит. Сомнения, страхи, тревож?ность присутствуют в нашей жизни в той или иной степени постоянно. Как же быть с реальными опасно?стями для детской жизни? Трудная правда состоит в том, что ребенка от всего не оградить. Да и не стоит! Но можно и нужно научить его видеть реальные угрозы и по возможности избегать их. В настоящее время большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи в формировании куль?туры безопасности жизнедеятельности у детей. Школе, как правило, принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций. А такие базовые компоненты культуры безопасности, как мотивация к без?опасности, компетенции безопасного поведения, психологическая готов?ность к преодолению опасных ситуаций, формируются, прежде всего, в семье. Как и любой другой образовательно-воспитательные процесс, вос?питание безопасности включает в себя определенные знания, умения и навыки. Главная задача родителей – выработать у ребенка привычки без?опасного поведения, условные рефлексы, которые помогут ему избежать опасных ситуаций и научат правильному поведению при столкновении с потенциальной опасностью. Прививать навыки безопасности – это как строить домик из кон?структора. По кубику, по кирпичику, всѐ выше и выше, и домик растѐт… и не разваливается… если, конечно, каждый кубик класть правильно, в нужный момент, на нужное место и закреплять его в правильные пазы. Сноровка и полезные навыки приходят к детям постепенно. Когда они тренируются, когда просвещаются, когда обучаются, постоянно обуча?ются этому. Как обезопасить ребенка? Как подготовить его к возможным опас?ным ситуациям в социуме, но сделать это так, чтобы он не был запуган и не трясся от ужаса, воображая, что с ним может произойти? Говорить ли 2 детям об опасностях, которые их окружают, и как это делать? Ответить на эти и другие вопросы постараемся в данном выпуске методической рассылки. ОБУЧЕНИЕ РЕБЕНКА ПРИНЦИПАМ БЕЗОПАСНОСТИ: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ? Приступая к воспитанию безопасности, в первую очередь необходи?мо создать пространство безопасности внутри, в собственной душе и ду?ше своего ребенка. Это, возможно, более важно, чем физическая без?опасность. Если ребенок будет знать, что его поймут, поддержать, защи?тят при необходимости, он уже будет расти более защищенным во всех отношениях. Главное, что создает безопасность – это умная, рассуди?тельная голова и мудрая, подготовленная душа. Именно они в случае опасности будут действовать заодно с тре?нированным телом и позволят эту опас?ность преодолеть. Так что первое, о чем нужно заботиться – это не знание свода правил безопасности, а именно довери?тельные взаимоотношения. Только в от?крытое сердце ребенка можно посеять доброе семя, только так он захочет слу?шать. Безусловно, синяки, травмы и прочие неприятности, в жизни ребенка будут все равно. Но если родители помогут ему со?здать то самое пространство безопасности в душе, он, как сильный чело?век, переживет их гораздо проще. Он, как сильный человек, сможет найти выход из ситуации, сможет продемонстрировать верное поведение в нужный момент, сможет, в конце концов, помочь тому, кто более слаб, чем он. Да и родители, воспитывая сильного человека, сами становятся сильнее и сами вырастают, участвуя в этом процессе обучения. Ребѐнок попадает в различные жизненные ситуации, выход из кото?рых требует от него знаний и умений. Для того, чтобы ребенок не расте?рялся и принял правильное решение, необходимо:  дать определенный объем знаний об общепринятых человеком нормах поведения;  научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обста?новке, ситуации, помочь овладеть элементарными навыками пове?дения дома, на улице, в парке, в транспорте;  развить у детей самостоятельность и ответственность. 3 Важно научить ребѐнка объяснять собственное поведение. Ребѐнок, который сможет объяснить, что с ним происходит, помогает нам, взрос?лым, лучше понять его, а значит, снимает многие проблемы и неприятно?сти. Воспитание безопасности – процесс длительный и очень ответствен?ный. Чтобы он стал еще и успешным, необходимособлюдение некоторых принципов: Последовательности: Во избежание ситуаций, опасных для собственной жизни и жизни других людей, необходимо формирование определѐнной культуры мыш?ления и поведения. Этот процесс должен проходить систематически и последовательно – от знакомого к незнакомому, любая ступень обучения опирается на уже освоенное в предыдущем опыте. Такую работу следует проводить уже с раннего возраста. Воспитание собственным примером: Свои наблюдения за реальным поведением взрослых дети предпочи?тают скучным нравоучениям. И если одно расходится с другим, то труд?но требовать от ребѐнка следования правилам. Пример старших в выра?ботке у ребѐнка стойкой привычки как вести себя в той или иной про?блемной ситуации в соответствии с нормами и правилами поведения – главный фактор воспитания и дисциплинированного поведения. Напри?мер, наезды транспортных средств происходят в момент перехода ребѐн?ка с родителями проезжей части улицы. Именно родители нарушают правила перехода (идут в неустановленном месте, на запрещѐнный знак светофора, перед близко идущим транспортом и т.д.) Поэтому здесь важ?ную воспитывающую функцию несѐт собственный пример родителей. Соответствие формы обучения возрасту ребѐнка: Целесообразность того или иного поведения должна выступать в контексте потребностей ребѐнка, а также его возрастных возможностей. Процесс обучения ребенка должен соответствовать его возрастным воз?можностям, граничащим со способами донесения информации в различ?ных его формах. Включѐнность обучения в контекст повседневной жизни: Знания должны стать для ребѐнка основой его жизнедеятельности. Существенной стороной обучения является практическое закрепление знаний. В силу конкретности и образности детского мышления, обучение должно быть наглядным и проходить в естественных условиях. Взрослые обязаны закреплять эти знания на практике, расширяя возможности их практического применения. Можно включать их в развивающие подвиж?ные, сюжетно-ролевые и дидактические игры, проблемные игровые си?туации т. д. 4 Поощрения ребѐнка к принятию ответственности за свою без?опасность и безопасность окружающих: Необходимо приучать ребѐнка к самостоятельному оцениванию си?туации, так как взрослый не всегда может находиться рядом с ребѐнком. Содействовать такому навыку может обязанность нести ответственность за другое живое существо. Естественно, без сухих правил нельзя. Но надо помнить, что ребѐнок хорошо запоминает только то, что для него эмоционально окрашено и может применяться практически. ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ: В КАКОМ ВОЗРАСТЕ ЧЕМУ УЧИТЬ Фундамент культуры безопасности нужно закладывать как можно раньше с самых маленьких лет. Поэтому каждый родитель должен хоро?шо знать, как и о чем говорить с детьми разного возраста, быть способ?ным в любое время завести разговор с ребенком о его личной безопасно?сти и поддержать во взрослеющем человеке сбалансированный взгляд на мир. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь. До трех лет малыш обычно находится под постоянным наблюдением взрослых – мам, пап, бабушек, дедушек… Поэтому безопасность ребен?кадо 3 лет — это полностью зона ответственности его родителей и остальных взрослых, находящихся рядом с ним. Около 3 лет у ребенка наступает возраст «Я сам!» — он начинает принимать самостоятельные решения, а значит, и брать частичную от?ветственность за них. Примерно с трех лет ребенок активно вступает в социальные контак?ты, знакомится со сверстниками и общается со взрослыми, игры, разго?воры и просто совместное времяпрепровождение с которыми могут быть для него очень интересными. В дошкольном возрасте необходимо воспи?тывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обра?щаться с животными, кататься на велоси?педе, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чре?ватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях. До?школьник также должен точно понимать, что есть «свои» и «чужие» и разделять свое поведение с близкими и посторонними взрослыми. Главное преимущество дошкольников в обучении личной безопас?ности состоит в том, что дети данного возраста выполняют четко сфор- 5 мулированную инструкцию родителей в связи с возрастными особенно?стями. Необходимо выделить правила поведения, которые дети будут выполнять, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Эти пра?вила следует подробно разъяснить детям, а затем следить за их выполне?нием. К тому времени как ребенок пойдет в школу, задача родителей – во?оружить его «до зубов» всем тем, что составляет культуру безопасности. Конечно, не в том объеме, который он получит на уроках по основам безопасности жизни, но все же достаточном, чтобы распознать опасную ситуацию, насторожиться и спастись бегством или дать отпор там, где это возможно. Отдельно в разговорах с ребенком 6-7 лет стоит остановиться на взаимодействии с другими детьми. Часто, особенно в общении со стар?шими детьми, происходит ситуация, когда ребенка подталкивают к раз?личным рискованным действиям: прыгнуть с крыши гаража, засунуть гвоздь в розетку, перебежать дорогу прямо перед машиной и так далее. Важно заранее обговорить с ребенком возможность такой ситуации. Объяснить, что старший ребенок – еще не взрослый и нельзя доверять ему, когда он говорит, что это безопасно. О готовности ребенка как-то понять плохой умысел или распознать неискренность можно начинать говорить лет с 8-9, никак не раньше. Нужно дать ребенку возможность попробовать на примере сказок и мультфильмов определить, кто положительный герой, а кто отрицатель?ный. Подобрать сюжеты, когда человек кажется хорошим, а потом неожиданно совершает плохие поступки. Дать ребенку самому сделать вывод о непредсказуемости поведения других людей. По мере взросле?ния ребенка, накопления опыта, по мере того, как он будет учиться раз?бираться в людях, можно будет постепенно отказаться от жестких пра?вил, заменив их более гибкими. С 8-9 лет, как только ребенок получает доступ к соцсетям, нужно сразу же рассказывать о безопасности в сети (анонимность, проверка всех новых виртуальных знакомых в скайпе или видеочате, минимум личных сведений и откровенности даже в переписке с друзьями, встречи с виртуальными друзьями только с разрешения родителей). Работу с 10–14-летними подростками следует направлять на разви?тие у них интуиции и внимательности, формирование умения держаться вместе с друзьями и хорошо ориентироваться в своем районе (к примеру, знать безопасные места, где можно укрыться и получить помощь). При этом всегда помнить, что переходить на следующий этап можно только после того, как усвоены предыдущие установленные правила. 6 С 10-12 лет с целью профилактики различных сексуальных преступ?лений ребенку важно внушить мысль о том, что незнакомые люди не должны вести с ним длительных бесед, когда рядом нет родителей, и не имеют права дотрагиваться до детей. Максимум, что допускается – это улыбка, краткое приветствие, ободряющий жест. Все, что выходит за рамки этого краткого общения, должно заставить ребенка насторожить?ся. Важно, чтобы дети не стеснялись реагировать моментально, даже ес?ли к ним кто-то подходит в городском транспорте или просто пытается потрогать, погладить, пригласить куда-то. Абсолютное большинство жертв насилия просто боялись закричать, постеснялись. Заметим, что родителям зачастую очень тяжело разговаривать с детьми, когда речь заходит о навыках безопасного поведения в случаях возможного сексуального насилия. В подобной ситуации можно посове?товать мамам и папам вместо слов «сексуальное домогательство» ис?пользовать фразу «безопасное и небезопасное прикосновение», а вытирая ребенка после мытья в душе, показать ему, до каких мест нельзя прика?саться другим лицам без разрешения родителей. С 12-14 лет нужно подготовить детей к самозащите от ровесников, хулиганов, ребят постарше, грабителей. Школьники уже должны уметь реагировать на посторонних однозначно, вне зависимости от того пред?лога, с которым к ним подходят. Также они должны понимать меру сво?их возможностей (например, физических), понимать, что преступник – это не угрюмый дядька в черном, и не стесняться повести себя глупо в случае опасности (например, упасть на землю, если тебя тащат, пинать преступника и орать во весь голос). Они должны знать три «не» в общении с малознакомыми людьми: не садиться в машину, не ходить в гости, не есть и не пить ничего из того, что тебе предлагают. КАК ОБУЧАТЬ РЕБЕНКА НАВЫКАМ БЕЗОПАСНОСТИ: СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ Было бы здорово дать детям единственно верную инструкцию на все случаи жизни и перестать бояться.Но такой инструкции нет. Зато каждый из нас может помогать ребенку ―разрешатьему приоб?ретать собственный опыт и бережно поддерживать на этом пути, трени?руя вместе с ним навыки, которые помогут в ситуации реальной опасно?сти. Какже добиться этого? Обучайте заранее.То, что внушается в раннем детстве, очень проч?но запоминается. Чем инеобходимо воспользоваться. 7 Например, вочередной раз вырассказываете малышу сказку про шустрого Колобка— иненазойливо комментируете «колобковское» пове?дение: «Ой-ай, Колобок, тызачем один убежал издома...». Такие короткие вставочки концентрируют внимание малыша натом, что может случить?ся, если... Если тыостался один («Гуси – лебеди»), если нарушишь стро?гий запрет («Сестрица Алѐнушка ибратец Иванушка»), если встретишься снезнакомцем исним поведѐшь разговор («Глиняный парень»), если, поддавшись насоблазн, высунешься вокошко («Кот, петух илиса»). Конечно, использовать стоит нетолько детские сказки. Всегда, когда ребенок сталкивается (всказке, вигре или в реальной жизни) снеожидан?ной/опасной для него ситуацией, делайте акцент натом, вчѐмже опас?ность икак можно еѐизбежать. Таким незатейливым способом вызакладываете основы иготовите бла?гоприятную почву для дальнейшего обучения. При этом важно учитывать, что детям, особенно маленьким, труд?но представить себя наместе кого-то другого. Им обязательно нужнопро?чувствовать ситуацию, какбы погрузиться внеѐ. Поэтому самое эффек?тивное обучение происходит тогда, когда задеты чувства ребѐнка. Когда ему интересно, любопытнои... чуточку страшно: авдруг это случилось сомной? Атмосферу любопытства исоучастия создаѐт ребѐнку игра.Так, например, теже сказки можно нетолько читать и рассказывать, ноещѐ иразыгрывать мини-спектакли. Взяли две-три подходящих игрушки— иразыграли короткую сценку. Аможно ипросто придумывать маленькие сюжеты.Разыграли— поговорили, апотом поискали вместе выход— что надо сделать, «как правильно поступить, чтобы вбеду непопасть»?Разные ролевые игры с мягкими игрушками, книги или рассказы-сказки помога?ют научить ребенка безопасности, помогают как маленьким, так и детям постарше понять, попрактиковаться и запомнить, как вести себя в разных ситуациях. Обучайте наглядно и разнообразно.Конечно, обопасностях можно ипросто поговорить, новместе с практическим действием любая инфор?мация крепче запоминается!Ребенок должен увидеть, ощутить, воспри?нять через свои органы чувств и эмоционально. Можно сто раз повторить дошколѐнку: «Неузнав, кто задверью находится, еѐоткрывать нельзя». Ноэтого мало! Нужный навык приобре?тается изакрепляется постоянными, регулярными тренировками. Вот раздаѐтся звонок. «Кто кнам пришѐл?»,— спрашиваете ребѐнка ипредла- 8 гаете ему самому подойти, посмотреть вглазок, спросить «Кто там?» (итак далее). Авследующий раз— пусть действует уже без подсказки. Авынаблюдаете, ивыясняете, что запомнил малыш, ачто— ещѐ нет, ив?чѐм ещѐ нужно ему потренироваться, чтобы чѐтко усвоилось необходи?мое правило. Обучайте разными способами. Чем их больше — тем лучше. Напри?мер, поиграть (проиграть ситуацию), побеседовать, обсудить подходя?щую сценку изфильма, нарисовать, придумать стишок, сделать плакат иповесить навидном месте, устроить соревнование, дать задание ипрове?рить, как онвыполняет его. Со школьниками постарше – моделируйте путь из школы домой, различные ситуации. Обучайте правилам безопасности во время прогулки, игры, обычного разговора, по дороге в школу.С подростками можно обсуждать эту тему через книги, статьи в газетах и журналах, жизненные примеры. Обучайте, объясняйте так, чтобы ребенок понял. Как это не пока?жется вам странным, но дети действительно часто не понимают того, что мамы и папы им говорят. Не понимают, а потому и не слышат, и не усва?ивают, и попадают в переделки. Поэтому стоит проверять, эффективны ли ваши уроки по обучению и привитию навыков. Проигрывайте сценарий «что, если…». Научите ребенка самостоя?тельно просить о помощи, разыгрывая ситуации, когда она ему может понадобиться. Например, «что ты будешь делать, если упадешь с велоси?педа». Объясняйте, к кому и как обращаться в таком случае. Практикуйте это до тех пор, пока не убедитесь, что ребенок понимает ситуацию и не стесняется ее. Проговорив с ним, как себя вести в обычных и простых ситуациях, вы дадите ему общий навык правильного поведения в ситуа?циях более сложных и непредсказуемых. Обязательно проверяйте на практике — он сможет действовать именно так, как вы его обучаете, как он вам рассказал! Правила - соблюдайте! Когда говорите с ребѐнком о правилах безопасности, пусть ваше слово не расходится с делом — с тем, как вы поступаете. Самым лучшим способом обучения детей всегда был собственный пример. Если вы внимательны к собственной безопасности, то и ребенок будет повторять те же действия. Неназидательно, атак, вподходящий мо?мент. «Сейчас так рано темнеет,— рассуждает мудрая мама,— непойдѐм потѐмному скверику, пойдѐм подороге, там горят фонари». Вроде бро?шена фраза случайно, нослучай заслучаем... Вот иотложится вголове. Вообще старайтесь почаще комментировать свои действия— теса?мые, которые касаются безопасности. Вас застала гроза; прикидывая, где укрыться, выговорите так, например: «Нет, мынебудем прятаться под 9 этим высоким деревом: вовремя грозы это опасно»,— иобъясняете, по?чему. «Ипод аркой небудем прятаться— там темно, место совсем незна?комое... Добежим вон дотого магазина, там много людей...» Полезно ипо-другому: невыдавать «голую» информацию, автянуть ребѐнка вбеседу. Задавать вопросы— пусть думает человек. Сам процесс «думания» уже помогает запомнить нужные факты более прочно. Как тыдумаешь, какие места подороге вшколу самые глухие ибез?людные? Акак тыдумаешь, угрюмый человек— значит плохой? Аесли улыбается— онхороший? Аможет быть, наоборот? Ккому вэтом супер?маркете тыбы обратился запомощью? Как тыдумаешь, почему преступники должны маскироваться ипридумывать разные уловки, почему они немогут просто схватить ребенка ипобежать сним? Что былобы, еслибы сейчас кто-то прямо унас водворе куда-то потащил ребенка? Аеслибы тыувидел, что происходит что-то плохое или кому-то нужна помощь, чтобы тысделал, еслибы нименя, нипапы небыло рядом? Дети размышляют, отвечают, предлагают версии, поэтому отлич?но запоминают те выводы, к которым пришли сами, особенно если их за это похвалили. Ещѐ лучше— побуждать ребенка ктому, чтобы онсам задавал вам вопросы. Это хороший признак; значит— ему интересно, значит, новая информация оставит впамяти след. Ставьте рамки – ограничения.Детям любого возраста нужны внешние ограничения. У них не хватает опыта, и задача родителей – обо?значить границы, за которые выходить нельзя. Ограничения, рамки, условия – это ваш, внешний контроль, который поможет находиться ре?бенку в «рамках безопасности». Внешний контроль (ваш) помогает ре?бенку вырабатывать внутренний контроль (свой, над самим собой). Ко?гда ребенок сам проверяет себя, отвечает за свои поступки. Но контроли?ровать тоже надо с умом. Вы не приказываете – вы договариваетесь, об?говариваете условия. Если необходимо – идете на взаимные уступки. Ре?бенок должен понимать разумность ваших требований и ограничений (почему это необходимо) и быть (в душе) согласен с вами. «Хорошо, ты можешь пойти погулять вечером, но к полвосьмого домой…». «Ладно, ты можешь пойти с Ксюшей в кино, но расскажи еще раз, какой дорогой ты будешь возвращаться обратно…». Здесь можно провести сравнение с процессом тренировок у спортсменов. Тренер объясняет, показывает, за?тем страхует. Но все упражнения спортсмен выполняет сам. Так и с ре- 10 бенком: вы помогаете, поддерживаете, контролируете, но выполнение требований безопасности все же остается за ребенком. Поощряйте правдивость и откровенность.Если для вас важно, чтобы ребенок понимал, что такое безопасное поведение, нужно сделать так, чтобы он знал: вы в курсе, соблюдает он ваши договоренности или нет. Что вас обманывать и обмануть нельзя – себе же хуже. Дети вообще?то не любят лгать, в своей изначальной природе они правдивы, и только мы сами приучаем их к этому. Необходимо поощрять желание ребенка честно рассказать вам о каком-либо событии. Так вы сможете, во?первых, осуществлять контроль и не бояться, что он что-то скрывает, а во-вторых, вы сможете использовать обсуждение ситуаций, которые происходят с ребенком для того, чтобы закрепить его знания о безопас?ности, утвердить навыки, дать ему новые знания и умения, необходимые в данный момент. Старайтесь строить фразы так, чтобы обойтись без «не», «нет» и «нельзя».Очень часто при обучении детей правилам безопасности ак?тивно используется частица «не»: «не ходи», «не открывай», «не разго?варивай», «не бери» и т.д. Однако отметим, что до 6–8, а иногда и до 10 лет у ребенка не сформирован понятийный аппарат частицы «не», он просто не готов ее воспринимать. В результате все, что говорят ему взрослые, воспринимается наоборот: «не ходи» – ходи, «не открывай» – открывай и т.д. Знание только того, как не надо делать, не поможет раз?решить проблему. Важно учить на разрешительном фоне, демонстрируя, показывая и рассказывая, как можно и нужно делать. В результате классические родительские фразы должны принять следующий вид: гуляй недалеко (рядом) от дома; гуляй до того момента, когда заметишь, что уже темнеет; обходи компании незнакомых под?ростков; избегай безлюдных мест, оврагов, пустырей, заброшенных до?мов, сараев, чердаков, подвалов; выходи из лифта, если туда зашел не?знакомый человек; открывай двери квартиры только тем людям, которых хорошо знаешь; перемещайся по улице в темное время суток (или в чу?жих районах) только в компании друзей (знакомых) и т.д. Запретами не увлекайтесь. Всякий раз спрашивайте себя: «Это действительно надо для его безопасности, или я запрещаю лишь потому, что мне так спокойней и проще?» ВАЖНО ПОМНИТЬ: запрет скорее даст стимул ребенку по?пробовать в ваше отсутствие то, что нель?зя, поэтому говорить о безопасности нужно в доверительной манере, ни в коем случае не угрожать и не запугивать. 11 Дети плохо воспринимают и запугивания, и страшилки, и занудные родительские советы.Поэтому уроки безопасности лучше всего прово?дить неназойливо, вызывая любопытство и желание узнать. Чем инте?реснее будут ваши уроки, тем больше гарантия, что ребенок усвоит их на «отлично». Проверяйте и закрепляйте всѐ то, чему научили ребенка.Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — за?креплять, вводить в бытовую практику. Любая новая информация поступает в кратковременную память. Там она хранится примерно дня три, а потом или стирается, или переходит в долговременную, то есть запомнится, и уже надолго. Информация легко переходит в долговременную память:  когда она яркая, эмоциональная;  когда человек повторяет еѐ, возвращается к ней. Этим он как будто говорит мозгу: «мне пригодится, это важно, помни!» В идеале должно быть так: освоил новый материал; затем – повто?рять: сразу же, через 3 дня, через неделю – через месяц. Обучение непрерывное, поэтапное, гибкое и учитывающее особен?ности именно вашего ребенка – залог его безопасного будущего и вашего спокойствия. ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ КАЖДЫЙ РЕБЕНОК Вот тот минимум знаний, который необходим каждому ребенку для безопасности. Это, пожалуй, самые базовые вещи, которые нужно не только знать, но и тренировать на практике. 1. Разделять взрослых на своих и чужих, знакомых и посторонних. Знать, что с разными людьми надо вести себя по?разному.Обозначьте для ребенка границу «свой-чужой»: установите правила относительно незнакомцев и следите за их выполнением. Объясните ребенку: чужой – это любой человек, которого он не знает (независимо от того, как он себя ведет, кем себя представляет). Для формирования более точного понимания того, кто является «своим» и «чужим» человеком, нарисуйте вместе с ребенком три круга доверия, разделив людей на «своих» и «посторонних»:  Внутренний, самый маленький — это семья;  Средний, чуть побольше — знакомые, которым вы больше всего доверяете (их должно быть немного);  Внешний — все остальные (соседи, врачи, полиция, мама Сережи, дядя Вова…). Учите ребенка разделять свои формы поведения в зависимости от этого. Обсудите, что можно и чего нельзя делать с ними без вашего 12 разрешения: гулять, приглашать в гости, передавать ключи от кварти?ры, рассказывать что-то о себе, принимать подарки. 2. Иметь представление о добре и зле, о плохих и хороших лю?дях.Представлять, какого рода опасность может исходить от посторонних людей.Расскажите ребѐнку о том, что мир разный. В нѐм есть добро и зло. Так бывает, что под личиной одного часто скрывается другое. Такие беседы как минимум помогут ребѐнку стать более бдительным и здравомыслящим. Уже в трехлетнем возрасте с помощью таких разговоров во время прогулки или игры можно акку?ратно донести главное: есть люди хорошие и плохие, добрые и злые, и вторые всегда стараются быть похожими на первых, ведь иначе их сразу все увидят и выведут на чистую воду. Даже волк в сказке о се?мерых козлятах подделывал добрый голос мамы, чтобы козлята от?крыли ему дверь. А иногда бывает наоборот: не очень красивый, не?улыбчивый человек может быть очень добрым. Хороший человек может иногда и нагрубить или показаться невежливым, просто у него такое настроение. 3. Уметь говорить «нет» постороннему взрослому человеку, не стесняясь и не боясь этого.Это вообще один из важнейших навыков — на все, что пугает или смущает говорить «нет». Без стеснения и бо?язни. Проговорите потенциально опасные ситуации, когда это потре?буется. Находясь со взрослыми или старшими по возрасту детьми, включая родственников и знако?мых, ребенок не должен делать то, что ему не нравится. Также объяс?ните ребенку, что если он сказал «нет», но кто-то принуждает его к чему-то или проявляет насилие, главное – привлечь внимание. Не победить, не «применить приѐм», не спрятаться, не плакать, не кусаться или плеваться, а устроить «шумо?вую атаку», ничегошеньки не стесняясьнужно кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека!». 4. Знать, как отвечать любому постороннему, если тот обратился за помощью, с предложением или с любым разговором. Посторон?ние взрослые не должны подходить к детям, если тем не нужна по?мощь. Они могут сделать замечание, если ребенок расшалился и нарушил их личные границы. Могут спросить, не нужна ли помощь, если ребенок потерялся. Но ни один взрослый не должен ни угощать чужого ребенка, ни звать с собой, ни просить его о помощи или услу?ге. Объясните, что ребенок поступит хорошо и похвально, если отка- 13 жет чужому человеку. Взрослые должны просить помощи у взрослых, а не у детей. Если хочешь помочь незнакомцу – позови знакомых взрослых. Быть вежливым и уверенным. Не стоит грубить незнако?мым людям. Лучший ответ для ребѐнка до 12 лет: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!» или «Я не разговариваю с незнакомыми». Подростки могут сказать: «Нет, я спешу, меня ждут». Важно, чтобы ребѐнок умел уверенно прерывать любой диалог, мог пройти мимо, если его окликают, не боялся показаться невежливым. В подъезде нужно кричать «Пожар!» а не «Помогите!», - это очень важный мо?мент. 5. Обращаться за помощью.Знать, что в случае любой опасности нуж?но, не стесняясь, просить о помощи у женщин с детьми, сотрудников милиции, или быстро бежать в любое общественное место: магазин, аптеку, на остановки общественного транспорта, в любое первое по?павшееся учреждение и обращаться за помощью к служащим.Если произошла опасная ситуация или случилась беда, то нужно рассказать об этом близким людям, не замыкаться в себе, не скрывать, не боять?ся угроз или шантажа или родительских запретов. 6. Нельзя прятаться в подъезде, среди гаражей или на стройке, бе?жать в сторону парка или стоянки автомобилей.Точно понимать, что пока вокруг люди – ребенок практически в безопасности, потому что всегда может применить два своих главных оружия: быстрые но?ги и громкий голос. 7. Понимать, что взрослые люди могут быть опасны,но не испыты?вать парализующего страха перед возможными угрозами.Поэтому важно, во-первых, внушить ребенку уверенность в своих возможно?стях, в том, что строгое соблюдение правил поведения поможет ему избежать опасных ситуаций, а во-вторых, развить такое качество, как готовность доверять интуиции и слушать свой внутренний голос. 8. Обращаться в экстренные службы.Научите ребенка, как пользо?ваться номерами экстренных служб, в каких случаях по ним звонить и что отвечать дежурному, снявшему трубку. 9. Знать номера близких людей на память.Убедитесь, что ребенок знает ваше полное имя, домашний адрес, а также номера домашнего телефона и вашего мобильного. И заодно сразу напоминаем, что это — информация про самый близкий круг, и ее не нужно рассказывать посторонним, если не нужна помощь. 10.Если ты куда-то собрался – СНАЧАЛА сообщи об этом родите?лям.Это несложно и здорово может уберечь от неприятностей. Дого?воритесь с ребенком, что ни при каких обстоятельствах он никуда не уйдет, не сообщив об этом вам или родственникам. Это строгое пра- 14 вило должно быть неукоснительным. В любой момент времени вы должны иметь четкий ответ на вопрос «Где мой ребенок?». БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ В ИНТЕРНЕТЕ: ЧТО МОГУТ РОДИТЕЛИ? Интернет стал неотъемлемой частью нашей жизни. С помощью все?мирной паутины мы находим нужную информацию, общаемся с друзья?ми, узнаем последние новости, совер?шаем покупки и еще очень много все?го. Ресурсы глобальной сети поистине необъятны, но не все они подходят де?тям. Кроме подозрительных незна?комцев, втирающихся в доверие с «липовых» (или даже со своих) стра?ниц, в незащищенном интернет?пространстве дети могут получить до?ступ к неподходящей их возрасту информации, группам с суицидальным содержанием, радикальным религиозным сообществам. И маленькие дети, и подростки не могут сполна оценить все риски, с которыми они сталкиваются при вхождении в онлайн-среду. Очень важ?но объяснить детям, какие опасности таит в себе виртуальный мир. По?этому, прежде чем отпустить ребенка в Интернет, нужно его подгото?вить. Правила безопасного интернета. Первое правило: думать о защите лучше начинать пораньше. Систему родительского контроля можно установить на все девайсы, ко?торыми пользуется ребенок, уже лет в 6-7. Этот фокус не пройдет с 12- летним подростком, он воспримет в штыки любые ограничения. А если ребенок изначально пользуется безопасным интернетом, то ему особо и не придет в голову пытаться найти что-то запрещенное, или если и при?дет, то гораздо позже. Поэтому, установите программу контроля как можно раньше, если вашему ребенку 5-10 лет. Второе: дружите! «Подружитесь» с ребенком во всех соцсетях, болтайте с ним везде, где он общается со своими друзьями, присылайте ему ссылки, фотографии и демотиваторы, не критикуйте содержимое его страниц и страниц его друзей. Пусть ребенок знает, что вы – не враг его пространства, от которого нужно скрывать все самое интересное. Не счи?тайте, что, закрыв ноутбук, ребенок может решить проблемы, возникшие в его виртуальных компаниях. Для большинства детей то, что происхо?дит с ними в интернет-общении, более значимо, чем отношения с одно?классниками. И большинство не рассказывает родителям ни о травле, ни 15 о ссорах, ни о сложностях в сети, потому что уверены, что родители не поймут или вовсе запретят выходить в интернет. Поощряйте откровен?ность ребенка, интересуйтесь его любимой музыкой, стихами, книгами и даже играми. Рано или поздно ваше терпение и внимание обязательно будет вознаграждено доверием. Третье: учите детей убирать со своих страниц всю личную ин?формацию, не делиться откровенными обсуждениями в личной пере?писке, не выкладывать и не пересылать свои фотографии. Даже если у ребенка на странице нет телефона, номера школы и других контактных данных, он дает ссылки на другие соцсети, где можно узнать гораздо больше. Пусть проверяет всех, с кем общается – это четвертое правило. Приучайте ребенка к мысли, что каждого нового виртуального друга нужно сначала вызывать в скайп или любой другой видеочат, и лишь за?тем начинать делиться чем-то личным. Дети часто строят теории о том, как они смогут отличить настоящую страницу от «липовой», реального собеседника-сверстника от маньяка, и, поверьте, многим из них не при?ходит в голову, что это невозможно. Осторожно поговорите о возрасте виртуальных друзей. Многим льстит внимание взрослых, они довольно легко могут пойти на контакт, особенно, если этот взрослый «не такой как все и по-настоящему меня понимает». Ключом к доверию ребенка чаще всего становятся сообщества. По статистике подросток практически стопроцентно добавит в друзья и начнет доверительное общение с чело?веком, если тот состоит в том же значимом для ребенка сообществе в соцсети. А уж дружба с организатором, или с кем-то из администрации игровых групп или групп по интересам – это особенно круто. Пятое правило – первая личная встреча. Обязательно скажите ре?бенку, что не будете против его встреч с новыми друзьями в реальности, но только при условии, что вы сможете предварительно поговорить с ро?дителями этого нового виртуального друга. Никаких «пойти в гости», никаких «встретиться на пару минут у ближайшей станции метро». Только после того, как вы лично пообщаетесь с мамой или папой нового друга вашего ребенка, вы вместе примете решение о том, где и когда ва?ши дети познакомятся в реальной жизни. Конечно, освоение этих правил – дело не одного дня. Но даже если ваш ребенок уже выше вас на полголовы и разговаривает басом или пользуется вашей помадой, это не значит, что менять ситуацию уже поздно. По крайней мере «подружиться», начать интересоваться и поне?многу становиться частью онлайн-общения друг друга можно в любое время. 16 На самом деле, лучшая безопасность детей в Интернете – это при?смотр за ними и доверительные отношения между детьми и родителями. И помните, вы всегда можете заглянуть в «Историю» и посмотреть спи?сок сайтов, которые посещал ваш ребенок. Если вас что-то беспокоит, доверительно поговорите с ребенком без обвинений и ругани. А лучше всего каждый раз обсуждайте с ребенком его «приключения» в сети. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Без сомнения, тема детской безопасности настолько обширна, что еѐ сложно даже вкратце раскрыть в рамках одной методической рассылки. Этим вопросам посвящены целые книги, методические рекомендации и научные исследования. Детская безопасность начинается с самих родителей: c их здраво?мыслия, положительного примера, с их способности предвидеть поступ?ки ребенка. И, конечно, с безусловной и искренней родительской любви! Главное, что требуется от родителей, – это не подходить к защите своего ребенка с формальной позиции. Любые правила безопасности надо не только сообщать, но — это главное — закреплять, вводить в бы?товую практику. Они должны настолько прочно засесть в голове, чтобы в нужный момент сработали автоматически, буквально на уровне рефлек?сов! Фактически, они должны стать привычкой так-то и так-то себя ве?сти. Вот тогда ребѐнок не растеряется, только тогда он в настораживаю?щей ситуации сумеет вовремя сориентироваться и постоять за себя. Воспитание детей в русле ответственности за собственную безопас?ность и безопасность окружающих, формирование представления реаль?ности проблемы и необходимость соблюдения норм и правил поведения – это постоянный процесс, в котором обязательно должны участвовать родители. Тогда жизнь детей будет в безопасности. Рекомендуемая литература: 1. ЗарянаНекрасова, Нина Некрасова «Без опасности. От рож?дения до школы» и «Без опасности. Школьные годы» Эти книги – настоящий сборник советов, как привить детям навыки без?опасности с самого раннего детства - используя сказки, игры, попутные беседы, комментарии к фильмам и жизненным ситуациям. Отдельный раздел посвящен детским страхам и правильной стратегии борьбы с ни?ми. Книга наполнена играми, тестами и идеями для детей и родите?лей.Скачать книги можно по ссылкам: http://www.klex.ru/77n и http://www.klex.ru/77o. 17 2. Людмила Петрановская «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2». В первой части известный детский психолог в увлекательной форме рас?сказывает ребѐнку, как правильно поступать в сложных ситуациях, с ко?торыми он сталкивается на каждом шагу, а красочные забавные картинки помогут ему преодолеть страх и избежать опасности. Эта книга написана лѐгким языком, с весѐлыми картинками - всѐ это делает доступными для усвоения навыки поведения в сложных ситуациях. Во второй части речь идет о выборе, о принятии решений, об ответствен?ности, о том, как важно уметь оценивать риски. Она станет умным собе?седником для школьников и бесценным помощником для их родителей. Скачать книги можно по ссылкам: http://cssu.bugulma.ws/wp?content/uploads/2015/05/%D0%9B%D1%8E%D0%B4%D0%BC%D0%B8% D0%BB%D0%B0- %D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0% B2%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F.pdf и http://mail.detkityumen.ru/media/upload/2014/03/04/L_Petranovskaya_Chto_ delat_esli_2.pdf 3. Лия Шарова «Стоп-Угроза. Дети в безопасности» Эта книга-пособие о том, как научить ребенка думать о возможной опас?ности, не бояться ее, знать, что нужно делать в разных ситуациях и уметь «быть плохим и непослушным» тогда, когда это нужно. Скачать книгу можно по ссылке: http://school37dinsk.ucoz.ru/DOK/eshe/kniga?l.v.sharovoj_deti_v_bezopasnosti.pdf 4. Со статьей психолога Елены Рассказовой«Техника без?опасности для ребенка» можно ознакомиться по ссылке: https://www.b17.ru/article/technika_bezopasnosti_rebenka/ 5. Памятка для родителей «Безопасность ваших детей», раз?работанная Центром исследований в области безопасности жизнедея?тельности и взаимодействия с общественностью МЧС Республики Бела?русь, размещена здесь: http://ltk.grsu.by/uploads/files/public/pogar.pdf 6. Статья А.С.Чернявской«Обучаем ребенка навыкам личной безопасности» размещена по ссылке: http://mir.pravo.by/library/edu/roditel/obychaem_bezopasnosti/ 7. С информационным проспектом «Безопасность детей в Интернете» можно ознакомиться по ссылке: https://www.ifap.ru/library/book099.pdf 8. С серией полезных материалов «Сделайте Интернет безопас?ным для своих детей» от Центра безопасности Google можно ознакомить?ся по ссылке: https://www.google.ru/safetycenter/families/start/ 18 Видеоматериалы: 1. Вводную лекцию к циклу онлайн-практикумов по детской безопасности «Нам не страшен этот мир», который проводит в школе родительства «Большая Медведица» психолог, педагог, инструктор по жизни и безопасности Роберт Туйкин, можно скачать по ссылке: http://bmshkola.ru/project/stopopasnost/?utm_source=vk&utm_medium=ssylk a&utm_campaign=stopopasnost 2. Вебинар для родителей «Детская безопасность» можно посмотреть по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=PO-7-9P2xDc
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.