Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

ДЕТСКАЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ

Дата: 30 ноября 2021 в 12:58, Обновлено 30 ноября 2021 в 14:38
Детская любознательность - это надолго? Как убивают детскую любознательность. Размышления для понимающих взрослых. Важно не переставать задавать вопросы… Не утрачивайте с годами святой любозна?тельности. Альберт Эйнштейн Что побуждает повара создавать новые рецепты? Что вдохновляет исследователя пускаться в далекие странствия? Что заставляет ребенка задавать множество вопросов? Не что иное, как любознательность. С самого рождения ребенок ак?тивнейшим образом познает окру?жающий мир, он создан для того, чтобы учиться. Его мозг бурно раз?вивается, создаются все новые и но?вые нейронные связи. Именно поэтому термин «любо?знательность» ассоциируется в первую очередь с детьми. Ведь кому, как не ребенку, постоянно необходима информация для перехода на новый уровень развития? ПОНЯТИЕ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Итак, что такое любознательность? Здесь, вроде бы, все просто: слово само подсказывает – «любовь к знаниям». Но почему одного ре?бенка называют просто любопытным, а второго гордо именуют любо?знательным? Начнем с того, что любопытство считается врожденным. Оно при?суще не только человеку, но и животным. Это нецеленаправленная по?требность в познании окружающей действительности. Так, появивший?ся на свет малыш демонстрирует бесконтрольный интерес к новым ве?щам. Он осматривает и ощупывает их, пробует на вкус, пытается найти предметам самое разнообразное применение. Тогда как подросший ре?бенок тяготеет к знаниям и освоению различных областей. Он начинает посещать кружки и секции, читать книги, смотреть научные передачи и т.д. Все это – проявление любознательности. Таким образом, под дан?ным понятием подразумевается целенаправленная потребность в овла?дении новой информацией. При этом человек отдает себе отчет в том, зачем он хочет получить те или иные сведения. Из всего вышеизложен?ного следует вывод, что главное отличие любопытства от любознатель?ности заключается именно в целенаправленности. Следует отметить, что содержание понятия «любознательность» до сих пор остается дискуссионным. Оно недостаточно отдифференциро?вано от понятий «интерес», «познавательная потребность», «мотив». Такая полиморфность обусловлена многозначностью понимания любо?знательности, отсутствием общих позиций в её исследовании. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость («Толковый словарь русского языка» С.Ожегова и Н. Шве?дова). По мнению многих психологов, любознательность, как общая не?дифференцированная познавательная направленность личности ребен?ка, может являться основой возникновения устойчивого познавательно?го интереса, направленного на определенный предмет и определенную деятельность; любознательность позволяет ребенку расширить круг знаний и углубить понимание окружающей действительности, на осно?ве ее формируется дифференцирован?ный интерес (к чему-то конкретному). Не менее существенной особенно?стью любознательности является то, что она может быть условием успешной ак?тивной умственной деятельности и в то же время снижает утомление, повышая работоспособность ребенка. При нали?чии любознательности знания быстрее переходят в область активного их использования, становятся внутрен?ним достоянием личности. Как личностная черта, любознательность возникает на основе раз?вития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Любознательность особенно ярко проявляется в среднем дошколь?ном возрасте, когда ребенок буквально «засыпает» взрослых вопросами об устройстве мира, причинах тех или иных явлений, выходящих за пределы наличных ситуаций. Специалисты считают любознательность признаком готовности ре?бенка к школьному обучению. В.А.Сухомлинский подчеркивал важность развития любознатель?ности. В этом, по его мнению, состоит сущность воспитания способно?стей. Любознательность – «это растущая, никогда не угасающая, а наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить… В возникновении загадок и их расшифровке и за?ключается сущность любознательности». ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ОНА ИМЕЕТ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ? Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значимую ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске. Сегодня в обществе востребован человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации наших дней требуют от нас широты интересов. Любознательность является важной составляющей креативности и в значительной степени определяет саму креативность. Любознатель?ность и познавательная активность – это то, что, по современным мер?кам, определяет успешность человека, в большей степени, чем интел?лект. Если ты будешь любознательным, то будешь многознающим. Сократ Отметим четыре причины, объясняющие важность любозна?тельности в нашей жизни. Вот они. 1. Наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Любознательность приводит в действие наши ум?ственные способности. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него «включа?ется» внимание, он легче понимает суть информации, непроиз?вольно и без труда ее запоминает. И, что главное, все эти позна?вательные психические процессы сопровождаются эмоцией ра?дости. Ребенок получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией. Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная дея?тельность, в том числе учеба, вызывает чувство насилия над со?бой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать вни?мание, в связи с чем он плохо понимает и не запоминает учеб?ный материал. Другими словами, любознательность – источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание. 2. Любознательность помогает видеть новые идеи. У человека увлечённого разум настроен на их поиск. Свежая идея сразу же распознается, как только она приходит в голову. Любознатель?ность позволяет человеку создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий. Любознательность создает изобре?тателей, путешественников и первооткрывателей, хороших про?фессионалов и инноваторов во всех профессиональных областях, творцов, мастеров на все руки. Если человек лишён любозна?тельности, даже самые яркие из повстречавшихся на пути идей будут не замечены, потому что мозг не готов их воспринимать. По этой причине могло погибнуть бесчисленное множество идей. 3. Любознательность открывает новые возможности и каче?ства. Обычно они не видны в повседневной жизни. Только пыт?ливый ум может их заметить и распознать. И тогда любозна?тельный человек открывает для себя новые горизонты, раздвига?ет границы. 4. Любознательность стимулирует интерес к жизни. Для любо?знательного человека жизнь никогда не будет рутинной. Он ни?когда не будет скучать, потому что, ведя активный образ жизни, всегда обнаружит что-то привлекательное, всегда найдёт способ развлечься. Таким образом, жизнь человека получает еще один источник позитивных эмоций, она воспринимается как более ин?тересная, увлекательная, яркая. ЧТО ЗАВИСИТ ОТ РОДИТЕЛЕЙ. Если стремление познавать мир заложено в каждого ребенка от рождения, то в чем же состоит миссия родителей? Сегодня ни для кого не секрет, что дети усваивают стиль жизни своей семьи. Любознательность, как личностная черта, может быть, как поддержана, так и подавлена реак?циями и действиями взрослых. Практика показывает, что со?временный стиль воспитания очень влияет на развитие любозна?тельности современного ребенка. Например, часто ли вы слышите в автобусе, больнице, электричке и других общественных местах как маленькие дети громко задают во?просы? Зато дети сидят, уткнувшись в гаджеты, играют в игры или смотрят мультфильмы, а бывает, что не делают даже этого, а просто равнодушно взирают на окружающих. Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности. Эдвард Фелпс Становясь школьником, такой ребенок больше всего ждет переме?ны, чтобы поиграть в новую игру в телефоне, и ему совсем не интересен мир вокруг него. Как ни печально, но это уже свершившийся факт. У мальчишек пропало увлечение физикой, шахматами, борьбой и при?ключенческими романами. А всю свою жизнь они проводят в виртуаль?ном мире, где они герои, успешные, ловкие и смелые. Девочки тоже не отстают. Их перестали интересовать умения мам. Про бабушек и гово?рить нечего, мало кто из девочек интересуется цветами, книгами, при?кладным творчеством. Знаменитый детский психолог Людмила Петрановская выделяет два важных условия для непрерывного развития любознательности у детей:  богатая среда;  состояние покоя. Богатая среда – это то, где ребенок может развиваться: во что иг?рать, на что смотреть, чему удивляться. Дети должны получать впечат?ления. Если мы посадим ребенка в белую пустую комнату без книжек и игрушек, то, конечно, он там будет развиваться плохо, потому что у не?го не будет достаточной стимуляции. Но это вовсе не значит, что для любознательности требуется что-то невероятное, из ряда вон выходя?щее. Ребенка не нужно возить по всем галереям мира, чтобы он разви?вался. Ему достаточно нашего обычного мира — дома, на улице, в парке. Если интересы родителей не выходят за рамки просмотра сериалов и футбольных матчей по телевизору, то, скорее всего, подрастая, их ре?бенок будет отдавать предпочтение компьютерным играм и молодеж?ным сериалам. Все это, а также бесцельное блуждание по Интернету может быть проявлением любопытства. Но для развития любознатель?ности необходим активный интерес, активное действие. Для одного эксперимента маму с ребенком 5-6 лет приглашали в кабинет психолога, где повсюду было огромное количество развиваю?щих игр, буквально все полы и полки были уставлены всевозможными интересными вещами. Когда мама с ребенком заходили, психолог?экспериментатор извинялся: «Ой, простите, мне срочно звонят, прохо?дите, располагайтесь, чувствуйте себя как дома», – и выходил. Далее на протяжении 10 минут он наблюдал за поведением испытуемых. Оказалось, что все испытуемые разделились на 4 группы. В первой группе мама сразу говорила ребенку: «Ничего не трогай, сломаешь! Сядь, сиди смирно!» И сама сидела смирно, и все время ши?кала на ребенка, чтобы он ни до чего не дотрагивался. И они вдвоем неподвижно ждали возвращения специалиста. Если ребенок пытался что-то взять, мама одергивала. Во второй группе мама говорила: «Дяденька разрешил все брать – делай, что хочешь», – а сама доставала из сумочки женский журнал и принималась читать. Ребёнок, постепенно смелея, начинал все брать, рассматривать, крутить и т.д. В третьей группе мама говорила: «Смотри, сколько интересного! Давай поиграем в эти игры», – и начинала показывать и объяснять, как в них играть. В четвертой группе мама, забыв про ребенка, с широко открытыми глазами начинала все хватать и рассматривать, и пыталась вникнуть, что это и зачем. Ребенок сам по себе тоже все хватал и рассматривал. После этого психолог возвращался в комнату и проводил с помо?щью специальной методики тестирование уровня любознательности у ребенка. Нетрудно догадаться, что наиболее высоким уровень любознатель?ности оказался в четвертой группе. На втором месте, как ни странно – ситуация, когда мама читает журнал и не мешает ребенку заниматься познанием самостоятельно. Случай со строгой мамой, запрещающей что-либо трогать, оказался еще не самым худшим. Но наименьшая по?знавательная активность обнаруживалась у детей, чья мама брала на се?бя инициативу и руководила деятельностью ребенка: «Смотри, какая полезная развивающая игра! Покрути вот здесь, а вон ту формочку по?ложи сюда, да не так, ты неправильно делаешь, почему ты не так сде?лал?» Фактически, у ребенка притуплялся познавательный интерес из-за постоянных указаний, инструкций и оценок со стороны мамы. А там, где мама показывала пример – ей самой было ужасно интересно – у ре?бенка включался познавательный интерес. Мораль очевидна. Если ребенок живет в богатой, интересной, ин?тригующей среде, а главное – если самим родителям ВСЕ ИНТЕРЕСНО и они не сидят каждый вечер перед телевизором, то все само прекрасно разовьется. А если родители еще и радуются проявлениям любозна?тельности у ребенка и не отмахиваются от его вопросов, если у них ум?ные и интересные друзья, с которыми они общаются при детях, если у них интересная и любимая работа, о которой они рассказывают дома, то все вообще замечательно. Часто родители сетуют, что дети целыми днями просиживают в га?джетах, и их очень тяжело отвлечь и заинтересовать какой-то другой игрой. Ставить себе задачу вообще вытащить детей из гаджетов, навер?ное, некорректно, потому что мы не можем идти против времени. Дети поколения Digital не просто играют в гаджеты, они в них живут. Они в них разбираются намного лучше, чем мы. Поэтому, наверное, задача должна быть не в том, как их оттуда вытащить, а в том, чтобы у них бы?ло в жизни что-то еще. Естественно, если все, что они слышат от роди?телей – это вопросы: «Что тебе поставили в школе?» «Почему ты до сих пор не убрал в комнате?» и «Оставь меня в покое, я устала», – то зачем им вылезать из планшета? Смысла-то нет. При этом любой ребенок, ко- торому папа предложит, например, поиграть в футбол, не променяет это на планшет. Но есть и другое обстоятельство – любознательность не терпит сильного и длительного стресса. Если ребенку очень плохо, страшно, одиноко, ему не до новых знаний. Всем, наверное, приходилось наблю?дать: вот ребенок на прогулке весь – воплощенная познавательная ак?тивность. Он наблюдает за гусеницей, воробьем, кошкой. Но время от времени посматривает на маму на скамейке. И вдруг – мама пропала! Отошла куда-то! Все, мгновенно познавательная активность сворачива?ется, и пока мама не найдется и не успокоит, ребенку не до гусениц. А теперь, представьте, что мамы нет ДОЛГО. Или СОВСЕМ НЕТ. Что будет с любознательностью? Это хорошо знакомо приемным роди?телям, которым бывает очень трудно реабилитировать в этом отноше?нии детей, долго пробывших в интернатном учреждении. Но и с до?машними детьми такое случается, например, если в доме конфликты, родители скандально разводятся, кто-то в семье страдает алкоголизмом или просто обладает очень тяжелым, вспыльчивым характером, если ребенок постоянно боится осуждения, отвержения, или боится, что не оправдает ожиданий, родители будут разочарованы, расстроятся, забо?леют и т.д. Дети в условиях неудовлетворе?ния основных жизненных потребно?стей, как правило, демонстрируют низкую степень любознательности, поскольку страх сковывает их позна?вательную активность и препятствует контактам со сверстниками. Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано, прежде всего, с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознатель?ность ребенка. Когда организм чувствует стресс, он включает режим экономии: мы стараемся делать всё как будто на автопилоте. Только после того, как ребенок в семье обретет стабильную привя?занность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития, темп развития ребенка начинает определяться природной любознательностью и индивидуальными особенностями. То есть, с другой стороны, очень много всего нужно, чтобы любо?знательность развивалась. Нужна любовь родителей, хорошая атмосфе?ра в доме, безопасность, доверие. Чтоб не дергали, не запрещали и чтоб не руководили все время. Но чтоб при этом и были в жизни ребенка неожиданности, приключения и умеренные стрессы. КАК РАЗВИВАТЬ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ? Любознательность в детском возрасте жизненно необходима, пото?му ее нужно не только формировать и поддерживать, но и усиливать! Прежде чем говорить о развитии любознательности, стоит отметить одну ее важную особенность: детский возраст в большинстве случаев оказывается решающим. В более поздние возрастные периоды развить данное качество – задача более слож?ная. На протяжении всего дошкольно?го возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благо?приятные условия для развития у него любознательности, которая затем пе?рерастет в познавательную актив?ность. Если мы не научим ребенка мыслить в детском саду, то учить его этому в школе будет неэффективно, потому что ушел безвозвратно наиболее благоприятный период для развития мышления ребенка. Искусство обучения есть искусство будить в юных душах любо?знательность и затем удовлетворять ее... Франс А. Любознательность можно воспитать, если взрослый активно под?держивает ситуационно проявляемые самим ребенком эмоции интереса, радости и удивления от наблюдения, исследования и создания чего-то. Например, если ребенок разбирает игрушечную машинку, желая узнать, почему она едет, важно присоединиться, разделить и поддержать его исследовательский интерес. Нужно обратить его внимание на детали, которые помогут ему самому ответить на интересующие вопросы. Если ребенок после наводящих вопросов взрослого не догадался сам, можно в качестве подсказки высказать собственные мысли по этому поводу. Интерес к исследованию ребенка продемонстрирует ему, что взрослый разделяет и вместе с ним радуется новым открытиям. Такая реакция за?ложит первый кирпичик в формирование любознательности как лич?ностной черты. Если взрослый будет ругать ребенка за попытки разо?брать новую машину либо убеждать его, что в этом нет ничего интерес?ного, то познавательные интересы будут подавляться, он поймет, что это не интересно, не стоит внимания, либо даже запрещается. Плоды та?кой реакции проявятся значительно позже, когда в школе ребенок будет считать, что изучать тот или иной предмет неинтересно и бессмыслен?но. Второй способ развития любознательности дошкольника - внима?ние к его вопросам, свидетельствующим о том, что у ребенка развивает?ся любознательность. Обязательно радуйтесь им, отвечайте и старайтесь это сделать максимально полно и доступно. Например, если ребенок за?интересовался большой собакой на улице – расскажите о породе, свя?занных с ней интересных историях. Если знаний недостаточно, можно обратиться к хозяйке за пояснениями. Третий способ развития любознательности у ребенка состоит в том, чтобы передать ему собственные интерес, удивление и радость от наблюдений, исследований или создания чего-то нового, т. е. «заразить» собственными эмоциями. Например, можно пригласить ребенка поэкс?периментировать, какие предметы тонут в воде, а какие - нет, и поду?мать о том, от чего это зависит. Можно поделиться с ним интересным и радостным наблюдением, например, как кошка играет с игрушкой, вме?сте в энциклопедии или Интернете узнать, кто придумал телефон. Четвертый способ - выказывать уважение, ценностное отношение к людям, сделавшим открытия, изобретения, придумавшим новшества, усовершенствования. Ведь их достижения - результат любознательно?сти. Важно также проявлять уважение к поделкам, догадкам, «открыти?ям», увлечениям самого ребенка. Иногда он «открывает» для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, по?радоваться, а не говорить, что это уже давно известно. ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ УБИВАЮТ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ Аристотель считал, что любознательность нельзя изменить, но практика XXI века показывает обратное. Для развития любознательности важно не только создать благопри?ятные внешние условия, но и устранить факторы, которые убивают в детях желание узнавать что-то. Резюмируя, обозначим эти факторы: 1. Страх. Этот фактор является врагом любознательности № 1. Ко?гда ребенок волнуется или боится, он, скорее всего, откажется от поиска новых знаний и опыта. Помните, что от того, как вы помогаете ребенку справиться со стрессовой ситуацией, зависит то, как скоро он адаптиру?ется и вернется к желанию получать новые знания и опыт. 2. Ограничения. Когда родители строго указывают детям: «Нель?зя!», «Не трогай!», «Не лезь!», «Не кричи!», «Не пачкайся!», дети рано или поздно потеряют интерес к исследованиям. Если мы внушим им от?вращение к запачканной одежде, их энтузиазм естествоиспытателей значительно снизится. Используйте как можно меньше ограничений, но при этом не забывайте о мерах предосторожности и безопасности. 3. Отсутствие интереса родителей. Очень важно, чтобы родители не устранялись от занятий ребенка, но с увлечением и энтузиазмом прини?мали в них участие, которое обеспечивает благоприятную психологиче?скую и эмоциональную среду для оптимального творчества и исследо?ваний. Участие взрослых дает ребенку чувство безопасности, а также одобрение его усилий, которое очень важно для формирования здоро?вой самооценки. ВОПРОСЫ РЕБЕНКА, КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ. Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности. Именно познавательный мотив лежит в основе мно?гих детских вопросов. Дети задают их, когда:  пытаются найти «новому» место среди ранее усвоенных знаний, подобрать соответствующее определение;  возникает противоречие между прошлым опытом ребенка и тем, что он видит и узнает;  хотят убедиться в правильности своего вывода (это категория вопросов-гипотез). Таким образом, с помощью вопросов дети стремятся познать то, что им еще не известно и не совсем понятно. Характер вопросов меняется с возрас?том ребенка. Если сравнить вопросы, кото?рые возникают у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, то можно заметить, что по мере развития вопросы ста?новятся более сложными и носят отвлечен?ный характер. Так, в возрасте 2-3 лет ребе?нок путем вопросов хочет получить от взрослых информацию, связанную с пред?метами, с непосредственным его окружени?ем. Позднее у детей развивается интерес и любознательность не только к видимым и осязаемым предметам, но и к явлениям более отвлеченно?го характера: «Откуда взялось небо?», «Как мальчики из маленьких бу?дут большими?», «Откуда берется снег?» и т.д. и далее начинают пре?обладать вопросы «почему?». В возрасте пяти лет детей не случайно называют «почемучками», на взрослых обрушивается лавина вопросов: любознательные «почему?чки» то и дело изумляются, вслушиваются, всматриваются, исследуют. Это говорит о том, что ребенок развивается нормально. Возраст «поче?мучек» – важный этап в развитии ребенка. И какое этот этап окажет влияние на ребенка, зависит от родителей и педагогов. Чем больше в вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок, тем выше его творче?ский потенциал. Отсутствие таких вопросов – один из сигналов небла?гополучия в его развитии. Вопросы – это лакмусовая бумажка детской любознательности. Часто мы, взрослые, даем детям ответы на не заданные вопросы. У ребенка еще нет заинтересованности, у него не возникло первичных импульсов любознательности, он еще ничего не спросил, а ему уже го?ворят. И совсем другое дело, когда речь идет о естественном познании — когда ребенок что-то сделал и получил результат, который провоци?рует его на множество вопросов «как?», «почему?», «зачем?». Детская любознательность должна восприниматься как норма поведения, как признак талантливости и одаренности. Плохо и тревожно, когда ребенок не задает вопросов. Когда ро?дители утрачивают терпение и отмахиваются от детских во?просов, как от надоедливой мухи, происходит примерно такая ситуация, которую описал В. Вересаев в «Рассказах о детях»: «Мальчик Игорь изводил всех вопросом «Почему?». Знакомый профессор психологии посоветовал родителям: «Когда вам надо?ест, отвечайте ему «Потому что перпендикуляр», – увидите, скоро он отвыкнет». Родители так и сделали. Через короткое время наступила непредвиденная реакция. Игорь на все затруд?нительные для себя вопросы стал отвечать: «Потому что пер?пендикуляр». – Ты почему не одел калоши? – Потому что пер?пендикуляр. – Почему грубишь? – Потому что перпендикуляр». Так закладываются «перпендикулярные» отношения, может быть, на всю жизнь. Для развития детской любознательности особое значение приобре?тает умение взрослого отвечать на подобные вопросы. Прежде всего, ребенок задает вопрос не всякому взрослому, а лишь тому, кто завоевал его доверие. Он рано начинает понимать, что взрос?лые по-разному относятся к его вопросам. Чаще он обращается к тому, кто, внимательно выслушав его, отвечает серьезно и интересно. Отсюда важнейшее требование к ответам на детские вопросы - уважительное, бережное отношение к ним. Тем самым взрослый сможет показать ма?лышу, что его любят, слушают и считают его вопросы важными. Для того, чтобы дети не стеснялись задавать вопросы, взрослый должен объяснить простое правило: «Если что-то не понял или не зна?ешь, – это не плохо, ведь всегда можно это узнать. Плохо когда можно узнать, а ты не узнаешь». Недопустима неадекватная реакция на вопросы детей. Нельзя вы?смеивать, насмехаться и говорить: «Вырастешь, сам узнаешь» и т.д. Та?кое поведение взрослых не способствует развитию любознательности. Ответы на детские вопросы должны соответствовать возрасту ре?бенка и не перегружать его. Для примера рассмотрим детский вопрос «Почему солнце не пада?ет?» и как можно на него ответить. Ответ?пустышка "Ну, потому что не падает и все". "Потому что. Ты еще маленький и не поймешь". "Иди, спроси у ба?бушки". "Подрастешь - поймешь". Отвечая подобным образом, мы говорим ребенку, что он задал глупый и неинтересный вопрос, а себя мы успокаиваем тем, что вроде как ответили, не проигно?рировали вопрос полностью. На самом же деле, мы не оправдыва?ем надежд ребенка и постепенно теряем свой авторитет в его гла?зах. Ребенок быстро учится, и вскоре он поймет, что лучше вас не спрашивать о сложных вещах. Ответ?провокация "А почему ты счи?таешь, что оно должно упасть? " "А почему Земля не падает на Солнце?" Такой ответ лучше предыдущего, но только в том случае, если вы готовы продолжать разговор. Так вы предлагаете ребенку подумать, порассуждать, поискать ответ вместе. Вы разжигаете детское любопытство и это здорово. Но будьте готовы, что отвечая вопро?сом на вопрос, вы провоцируете волну новых вопросов. С другой стороны, вы выигрываете время, чтобы самим найти подходящий ответ (заглянуть в энциклопедию или другие источники). Ответ со ссылкой на мироздание "Так устроен мир". "Законы физики не дают ему упасть". "Так захотел Бог". Взрослому такой ответ кажется очень умным и даже философ?ским, а для ребенка это снова пу?стышка, потому что, по сути, вы ничего не объяснили. А главное ребенку – нет пищи для размыш?ления. У детей жизненного опыта пока мало, поэтому ему нечего возразить на это и спрашивать дальше тоже вроде как нечего. Научные, слишком длинные ответы "Солнце больше Земли по линей?ным размерам приблизительно в 109 раз, а по объ?ему – в 1,3 милли?она раз, Солнце Пример утрирован, но суть ясна: давая исчерпывающий ответ с точки зрения научных знаний, мы вроде говорим все правильно, но большинство детей нас не пой?мут. К тому же, такой ответ про?сто не оставит ребенку шансов огромными сила?ми тяготения удерживает около себя Землю…" что-то доосмыслить, прийти к ка?кому-то умозаключению. Гасится детская любознательность, а вы для ребенка превращаетесь в хо?дячий словарь. В некоторых слу?чаях такой ответ хорош тем, что детские вопросы на эту тему на время закончатся. Такой ответ понравится ребенку с логическим складом ума, который сам требу?ет максимально точных данных. С другой стороны, если так отве?чать на каждый вопрос, то полу?чится довольно скучно – с рожде?ния жить в мире, где уже все опи?сано и изучено. Сказочные и антропоморф?ные ответы "Потому что сол?нышко приклеено к небу специаль?ным клеем". "Потому что оно лучиками держит?ся за небо". Такие ответы хороши только для самых маленьких деток. Они лю?бят сказки, а в сказках все живот?ные и явление природы – очело?вечены. Проблема такого ответа заключается в его неправде. Да и подобный ответ устроит «поче?мучку» только на короткое время, поэтому готовьтесь вскоре кор?ректировать сложившиеся в дет?ской голове знания. Ответы с вариациями "Некоторые люди думают, что это оно только пока не падает, а однажды Земля с Солнцем столкнутся". "А некоторые лю?ди уверены, что… Я вот думаю, что… А в Интер?нете написано, что…" Отличный вариант ответа на неоднозначный вопрос. Отвечая таким образов, мы показываем ребенку, что бывают разные мне?ния. Мы расширяем кругозор ре?бенка и поощряем его к самостоя?тельным выводам и размышле?нию. Проблема заключается в том, что вам не избежать встреч?ного детского вопроса: «А кто же прав?». Лаконичный "Солнце не может упасть" "Оно огромное и очень далеко от Это вдумчивый, краткий и до?вольно правдивый ответ, что уже само по себе – хорошо. Вы отве?тили, по сути, простыми словами. ответ по существу нас, просто кажет?ся маленьким" "А упасть может только то, что близко от земли" Скорее всего, этого и хотел ребе?нок. Только не забудьте оставить место для детской фантазии, не?большую недоговоренность, ко?торая заинтересует, заинтригует и через некоторое время подстегнет к новым изысканиям. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. Про?дуктивность любознательности проявляется в количестве задаваемых вопросов, их качестве, способности выдвигать предположения. На уровне речи развитие любознательности проявляется в том, насколько ребенок способен грамматически правильно выстраивать вопросы, вы?разительно, аргументировано выражать свою точку зрения. Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка спосо?бами самостоятельного поиска ответа. Да, быстрые готовые ответы расши?ряют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам са?мому разобраться в вопросе и ответить на него. Отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребёнок и сам вполне может ответить, если не?много подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевоз?можных «почему» и «зачем». Этим вы сослужите ребенку хорошую службу, научив его думать, поможете сделать важный вывод: невоз?можно знать всё, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Особенно в школьном возрасте необходимо побуждать ребенка к самостоятельному нахождению ответов на возникающие вопросы. Научите его пользоваться учебниками и словарями, покажите преиму?щества энциклопедии, познакомьте его с поиском в интернете. Нобелевский лауреат 1944 года физик Исидор Раби под?черкнул, что своим успехам в науке он обязан матери, которая смогла не только сохранить, но и приумножить его природную любознательность. «После школы многие матери задают сво?им детям вопрос: «Чему новому ты научился в школе сегодня?». Многие, но не моя мама, — рассказывал он на церемонии вруче- ния премии. – Моя мама неизменно спрашивала меня: «Изи, ка?кой хороший вопрос задал ты сегодня?» Это помогло мне не только сохранить природную детскую любознательность, но сделало меня ученым, способным задавать вопросы и находить ответы на них». Важно также не только отвечать на вопросы ребенка, но и самим обращаться к нему с вопросами. Вопросы, заданные ребенку, активизи?руют его мысль, побуждают к сравнению, сопоставлению, учат делать выводы и умозаключения. Поставленная перед детьми задача и предло?жение подумать: сопоставить, сравнить, припомнить – способствует развитию мыслительных способностей, а значит, активно воспитывают пытливость ума, формируют любознательность и познавательный инте?рес как черты характера. Помните, что родитель первый и самый важный учитель ребенка. Поощряйте его любознательность и открывайте перед ним все новые и новые горизонты познания и опыта. Не забывайте о том, что дети любят исследовать окружающий мир с помощью своих органов чувств, поэто?му создавайте им такие возможности в безопасной и вдохновляющей обстановке. Помните, что, развивая у вашего ребенка любознательность, вы за?кладываете в нем стремление к непрерывному обучению, которое будет помогать ему расти и развиваться в течение всей жизни. Рекомендуемая литература: 1. Со статьей «Как развивать детскую любознательность и стремление к знаниям?» можно ознакомиться по ссылке: http://fulledu.ru/articles/sadik/rannee-razvitie-detey/article/753_kak-razvivat?detskuu-luboznatelnost-i-stremlenie-k.html 2. Со статьей «Помогаем ребенку развивать любознательность» можно ознакомиться по ссылке: http://rad-gizni.ru/detskaya?psihologiya/pomogaem-rebenku-razvivat-lyuboznatelnost.html 3. С «Рекомендациями для родителей «Развитие любознатель?ности у детей старшего дошкольного возраста» можно ознакомиться по ссылке: http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya?roditeley/2016/03/04/rekomendatsii-dlya-roditeley-razvitie-0 4. С книгой Наталии Чуб «Большая энциклопедия для малень?кого почемучки» можно ознакомиться по ссылке: https://books.google.by/books?id=u6gTCwAAQBAJ&pg=PA7&lpg=P A7&dq=%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D1%87%D0%B5%D0%B3%D0 %BE+%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0+%D0%BB%D1% 8E%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B5% D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%8 2%D1%8C&source=bl&ots=AsMBNxviQn&sig=EZ62Z 2bFo4o6Z1vrEM50BP0Z6KI&hl=ru&sa=X&ved=0ahU KEwiQ2Pzhx_TTAhWDiCwKHYuwCCY4ChDoAQgu MAQ#v=onepage&q=%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20 %D1%87%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD% D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0%20%D0%BB%D 1%8E%D0%B1%D0%BE%D0%B7%D0%BD%D0%B0 %D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0 %BE%D1%81%D1%82%D1%8C&f=false Эта книга не только вопросник-ответник для родителей, которые хотят поддержать своего ребенка в стремлении познакомиться с миром. Здесь даны рекомендации для родителей, как отвечать на детские во?просы, как ребенку получать информацию, предложены игры, которые развивают любознательность. 5. Со статьей Людмилы Петрановской о том, как вырастить любознательного ребенка, можно ознакомиться по ссылке: https://letidor.ru/psihologiya/a345-lyudmila-petranovskaya-o-tom-kak?vyrastit-lyuboznatelnogo-rebenka-14362.shtml 6. Со статьей И.В.Гилевой «Вопросы ребенка как основная форма проявления любознательности и познавательных интересов» можно ознакомиться по ссылке: https://dtgs.ifmo.ru/2011-03-29-09-03- 14/89-preschool/8993-voprosy-rebenka-kak-osnovnaya-forma-proyavleniya?lyuboznatelnosti-i-poznavatelnykh-interesov.html Видео 1. Передачу на тему «Как не погубить в ребенке природную любознательность?» из серии «Мамина школа» можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=WFiF7ABsXwQ 2. Видео «Дети – «почемучки»: как отвечать на детские вопро?сы?» можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=2bVsGjnZKYY
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.